Статьи
Контроль выбросов в атмосферный воздух
Содержание статьи:
- Загрязнение окружающей среды
- Классификация химических веществ для контроля загрязнения
- Методы контроля загрязнений окружающей среды
- Программа расчета загрязнений
Выбросы, загрязняющие атмосферу
Выбросы, загрязняющие атмосферу, представляют собой большой спектр веществ различного химического состава, свойств, уровня воздействия на окружающую среду.
Самую высокую степень загрязнения несут в себе тяжелые металлы и опасные следовые элементы. Это такие соединения, как марганец, ртуть, свинец, мышьяк, никель, бериллий, бор, ванадий, литий, цинк, фтор, и т.п.
Основа контроля выбросов
Защита окружающей среды от выбросов включает большой объем мер, и успешные результаты могут быть получены лишь при интегрированном, комплексном подходе к контролю. Прогностика, программы и конкретные шаги по защите атмосферы от выбросов должны быть построены на основании постоянного объективного мониторинга, когда будет ясна количественная и качественная оценка экологической ситуации.
Особенно важна борьба с выбросами загрязняющих веществ от промышленных предприятий с большими объемами выпуска продукции, таких отраслей, как химическая, металлургическая, нефтегазовая, цементная.
Контроль выбросов дает стартовые данные и способствует формированию эффективных планов, а также конкретных программ, направленных на активное ограничение неблагоприятного воздействия на жизненную среду, с использованием различных инструментов и подходов.
Контроль выбросов необходим прежде всего для того, чтобы на основании полученной объективной информации — данных о влиянии на атмосферу различных веществ — оценить источники выбросов, определить их соответствие требованиям законодательства, выявить наличие негативных изменений в загрязнении приземного слоя воздуха. В конечном итоге это позволит провести сохранение необходимого качества атмосферного воздуха и в дальнейшем, его улучшение.
Мероприятия контроля выбросов и их снижения
Основные мероприятия можно рассматривать по нескольким направлениям:
- замена источников энергии на более безвредные — газификация, атомная энергетика и дисульфуризация топлива и другие современные способы получения энергии, переход на оборудование с большим КПД;
- применение сырья, содержащего меньше загрязняющих веществ, замена твердых топлив на жидкие и газообразные, оптимизация процесса горения;
- предварительная обработка топлива и сырья — дисульфуризация топлива, отделения золы от угля, производство кокса, применения добавок;
- изменение технологии производства на более экологичную;
- ограничение процессов или их временная остановка в неблагоприятных условиях;
- применение временных особых мер очистки отходящих газов;
- исключение размещения новых источников загрязнения на критических по состоянию атмосферы территориях;
- контроль распределения и использования различных типов топлива по его качеству, чтобы ограничить выбросы загрязняющих веществ в отдельных неблагополучных с точки зрения чистоты атмосферы территориях;
- повышение степени распределения загрязняющих веществ на большую площадь путем применения более высоких дымовых труб с учетом вопросов безопасности, например для авиатранспорта.
Эти меры должны учитываться как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации объекта. Для оптимизации защиты атмосферы необходимо изучать, и контролировать каждый из этих реализующихся мероприятий. По всем существенным источникам загрязнения решения о минимизации выбросов должны приниматься индивидуально, с учетом научных исследований и уровня технического прогресса в этой области знаний. При этом важнейшая роль отводиться мониторингу выбросов.
Измерение выбросов на предприятия
Измерение выбросов загрязняющих веществ на промышленном предприятия проводится на основании плана-графика контроля стационарных источников выбросов с целью соблюдения нормативов допустимых выбросов, рассчитанных конкретно для каждого предприятия.
Мониторинг выбросов загрязняющих веществ требуется проводить в следующих случаях:
- при разработке проектов НДВ и СЗЗ;
- при проведении инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников;
- при проведении производственного экологического контроля соблюдения НДВ на источниках загрязнения атмосферного воздуха (соблюдение плана — графика);
- для определения фактического объема выбросов для целей учета, составления отчетности и расчета платы за негативное воздействие на атмосферный воздух (расчет платы за НВОС);
- при продлении разрешения на временно согласованные выбросы;
- по требованию государственного органа.
Результаты измерения выбросов загрязняющих веществ представляются в соответствующий контролирующий орган, осуществляющий государственный экологический надзор.
Периодичность контроля выбросов
Объем и периодичность проведения контроля выбросов загрязняющих веществ определяются на основании первичной инвентаризации источников, по планам-графикам в составе проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ), либо программы производственного экологического контроля (ПЭК) .
Периодичность контроля зависит от класса опасности удаляемого вещества, стабильности технологического процесса, от того, насколько близка к нормативному значению НДВ величина фактического или расчетного выброса, а также от категорийности объекта.
Объекты, относящиеся к I категории, осуществляют контроль 1 раз в квартал, к II и III категориям 2 раза и 1 раз в год соответственно. Источники выбросов, четвертой категории проверяют 1 раз в пять лет.
Методы контроля выбросов
Все измерения выбросов на источниках разделяются на 2 группы: качественные —химический состав выбросов и количественные — концентрация загрязняющих веществ.
Для определения массового выброса применяют несколько различных методов: инструментальный (с помощью автоматических газоанализаторов для непрерывного измерения концентрации загрязняющих веществ), инструментально-лабораторный (отбор проб с источников загрязнений и их лабораторный анализ), индикаторный (селективные индикаторы для проведения экспресс-анализа и предварительной оценки уровня загрязняющих веществ), расчётный (определение уровня выбросов).
Кроме вышеперечисленных методов в некоторых случаях прибегают к контролю выбросов на основе результатов анализа фактического загрязнения воздуха. В этом случае фактические концентрации сравнивают с эталонными значениями. Обычно с помощью этого метода контролируют функционирование большого числа мелких объектов, включая неорганизованные источники, расположенные на территории предприятия.
Наиболее точные — инструментально-лабораторные методы. Однако они требуют использования специальных приборов, высокой квалификации специалистов и продолжительного периода времени.
При проведении контроля на источниках выбросов, в зависимости от вида загрязняющих веществ, могут применяться измерения: метеорологические и физические параметры газовых выбросов — вычисляются проведением прямых измерений; количество пыли — определяется при помощи гравиметрии; концентрацию оксидов серы и азота — измеряется электрохимическими методами; летучие ароматические углеводороды, стирол, фенолы, метанол — вычисляются газовой хроматографией; уровень содержания уксусной и серной кислоты, аммиака, хлороводорода, фтороводорода, сероводорода, формальдегида, свинца — вычисляется методом спектрофотометрии.
Измерение выбросов загрязняющих веществ с помощью системы автоматического контроля
В природоохранном законодательстве установлена обязанность для владельцев объектов первой категории установить систему автоматического контроля выбросов (САК) загрязняющих веществ. Такая мера позволяет осуществлять государственный надзор за промышленными выбросами в режиме «онлайн».
После установки и ввода в эксплуатацию такой системы представители Росприроднадзора будут получать необходимые данные мониторинга, с требуемым набором характеристик применительно к конкретному источнику. Компания, эксплуатирующая промышленный объект, самостоятельно несет расходы на приобретение, монтаж, пусконаладку, эксплуатацию и техническое обслуживание данного мониторингового программного комплекса.
Автоматическая система непрерывного контроля выбросов (АСНКВ) осуществляет сбор данных обо всех выбросах в атмосферу, фиксацию показателей выбросов загрязнений окружающей среды, в том числе при превышении допустимых концентраций, хранение всей накопленной информации и ее оперативную передачу в государственный реестр Росприроднадзора. Система надежно защищена от несанкционированного доступа, каналы передачи данных зашифрованы, предусмотрен ежегодный график обслуживания.
АСНКВ могут устанавливать природопользователи всех категорий, при этом II и III категорийники — по своей инициативе, I категории – в обязательном порядке.
Срок установки АСНКВ не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения (КЭР), в соответствие со ст. 67 Закона об охране окружающей среды. В противном случае возможна административная ответственность — деятельность предприятия могут приостановить на девяносто суток, а должностных лиц – оштрафовать. К должностным лицам относятся, как правило, руководитель организаций, главный инженер, главный технолог, эколог, ответственный за производственный экологический контроль, другие должностные лица, которых инспектор Росприроднадзора посчитает виновными в правонарушении.